Новые Известия / Явление народу. Те, кто не попал на концерт

Вчера в «Лужниках» состоялся многострадальный концерт Мадонны, который на момент подписания номера еще не был завершен. Помимо собственно концерта и редкостной суеты вокруг него, Москва получила в качестве «бонуса» выставку нью-йоркского фотографа Стивена Кляйна Madonna, открывшуюся накануне российского шоу.Новые Известия  / Явление народу. Те, кто не попал на концерт Именно Кляйн, как заявили организаторы, является любимым художником певицы, оформлявшим ее всемирный тур. Однако великосветскую публику, собравшуюся на вернисаже, не сильно интересовали инсталляции и снимки артистки. Народ пришел посмотреть на живого поп-идола и не обманулся – первое публичное появление Мадонны в Москве случилось как раз на экспозиции Кляйна. Певица пробыла на выставке шесть минут, и только после этого туда пропустили толпу страждущих. В понедельник в Москве было два больших столпотворения. Первая очередь образовалась у храма Христа Спасителя, куда с Афона привезли чудотворные мощи Марии Магдалины. В то же самое время вторая страшная давка была устроена около галереи на Ильинке, где показывали свежий фотопроект нью-йоркского художника Стивена Кляйна, созданный при активном участии Мадонны. Два символа, два типа поклонения, два собрания реликвий. Но законы культа везде одни и те же – большая толпа, экзальтированные прихожане и впечатления, которые осчастливленные хотят передать потомкам («Я был и видел!»). Поп-дива выступила главной моделью для четырех инсталляций Кляйна. Три темные комнаты на первом этаже галереи – это монументальные фотопроекции со звуковым сопровождением. Имеется еще отдельная серия снимков «Коридор» в цокольном помещении. Итак, в одной рекреации – «Йога» – Мадонна лежит в позе для медитаций, закинув ногу за голову, рядом с ней вибрирует повешенная на стену печенка, а в динамиках раздаются хлопки выстрелов. Другая композиция – «Послеполуденный отдых королевы»: на левой стороне экрана звезда стоит разодетая в барочное красное платье, на другой – она в одном корсете лежит на кушетке. Наконец, инсталляция «Мадонна и койоты» – это визуальный набор символов агрессии – женщина-кошка в садомазохистской маске, койот, горящее святилище и далее в том же духе. Наконец, «Коридор» – серия черно-белых снимков Мадонны с черной шевелюрой, в полуобморочном состоянии двигающейся по гостиничному коридору. Стивен Кляйн ворвался в фотографию моды в 1990-е на волне «бунта против глянца». Именно тогда резко изменились параметры «модного снимка» – он стал эпатажным, жестким, авторским. Смазливых моделей в красивых нарядах сменили вычурные натурщицы, рок-музыканты и вообще всякого рода фрики и маргиналы, которые были и выразительнее, и, что называется, моднее. Кляйн быстро ухватил собственную нить эпатажа – он делал намеренно «неприглядные» фотосессии (например, обмазывал лицо Брэда Пита разноцветной краской, покрывал его толстым слоем мела), выявляя тайные страхи и комплексы поп-индустрии, помещая моделей в темную безвоздушную среду. Как известно, работа со звездой (человеком с уже растиражированным обликом) требует от художника и ответственности, и смелости. Ведь здесь возникает искушение выскочить просто за счет имени – даже если бы Кляйн снимал Мадонну на паспорт, к нему бы пришли. Нужно предложить нечто большее, чем поза, чтобы съемка превратилась в арт-проект. Выставка Madonna балансирует где-то посредине между заказом и вдохновением: с одной стороны, это чистой воды «звездное» фото, созданное под определенный типаж «вечно неординарной примадонны». С другой – очень добротная авторская инсталляция, эффектный галерейный арт, который не стыдно показывать в качестве отдельного произведения (вне всякого тура и светской шумихи). Честь и хвала Кляйну, что он смог подбить Луизу Чикконе на визуальные эксперименты. Между прочим, другая знаменитая фотосессия Кляйна с Мадонной – там, где она позирует в конюшне с арабскими скакунами – куда как конъюнктурнее и попсовее. На открытии проекта бомондную публику почти целый час держали у дверей галереи, не пуская вовнутрь и ожидая, по выражению устроителей, «главного VIP-гостя». После того как автомобиль Мадонны врезался в толпу, распивавшую шампанское, и суперстар прошмыгнула вовнутрь, побыв там минут шесть и выбежав назад, публика смогла все-таки увидеть искусство. Но по составу и по настрою гостей было понятно, что в галерею они заходят, увы, не ради Кляйна, а ради той благодати, что оставляют живые мощи поп-святой.

Другие статьи

Hosted by uCoz